Можно ли управлять воспитанием так же, как бизнес-процессами? Как сохранить доверие, когда подросток начинает совершать ошибки, и почему даже при наличии миллионов на счету нельзя избавлять детей от трудностей? Я убежден, что идеи нужно не навязывать, а «продавать», а давать деньги только в обмен на реальные достижения.
Меня часто спрашивают, как я доношу свои мысли до дочери-подростка? Само слово «доносить» подразумевает некое давление, поэтому я предпочитаю другой подход — идеи нужно «продавать». Конечно, собственный пример имеет значение. Я стараюсь показывать, как важно иметь цель, знать, чего ты хочешь, и профессионально двигаться в этом направлении. Но я не строю иллюзий и не ожидаю, что дочь обязательно пойдет по моим стопам. Сегодня у нее есть идея заниматься моим бизнесом, а завтра она улетучится — я не могу и не хочу на это влиять директивно. Моя стратегия строится на другом.
Вопросы вместо нравоучений
В интернете гуляет много мемов о разнице между «русскими» и «американскими» родителями. Наши часто изображаются подавляющими: «Ты должен делать то, ты должен делать это». Американский подход выглядит иначе, и я считаю, что нужно сохранять именно этот вайб — когда ребенок тебя слушает и, главное, слышит. Не нужно отравлять эту область давлением.
Самый простой способ повлиять на выбор ребенка — задавать правильные вопросы. Например, дочь думает о будущей карьере. Вместо готовых советов я спрашиваю: «Какие ты видишь варианты?», «Где ты это видела?», «Как это работает?», «Чего добились люди в этой сфере?». Отвечая, она сама начинает погружаться в тему, размышлять и анализировать. Это позволяет ей прийти к выводам самостоятельно.
Показательный кейс у нас случился со здоровьем. Дочь питалась как попало. Мои лекции про вред сахара она пропускала мимо ушей. Но в какой-то момент она повзрослела, для нее стал важен внешний вид и состояние кожи. Это был идеальный момент для «продажи» идеи. Я не стал читать морали, а просто нанял нутрициолога, и специалист на пальцах объяснил ей, что происходит в организме. И у нее мгновенно изменилась точка зрения: она начала следить за питанием и получила потрясающие результаты. Сработало то, что она сама «купила» эту идею, когда у нее появился запрос. Такой исход вряд ли бы получился, если бы я насильно кормил ее правильной едой.
Доверие и право на ошибку
Сохранить доверительные отношения с подростком сложно, но необходимо. Когда дети подрастают, они неизбежно начинают «косячить». Появляется огромная область секретов. Почему они возникают? Потому что ребенок боится наказания.
Моя задача — сохранять спокойствие и рациональность, не скатываясь в эмоции. Если возникла проблема, мы не устраиваем истерик, а разбираем, к чему этот поступок приведет, как он повлияет на будущее и как теперь всё исправить. Главное, дать понять, что я не буду ругать, а помогу решить проблему. Когда уходит страх наказания, исчезает и необходимость врать.
Финансовая грамотность
Что касается денег, то я делю обучение на три этапа. Первый — образовательный, то есть я просто объясняю, откуда берутся деньги, какие бывают зарплаты, сколько стоит жизнь. Это база.
Второй и самый важный этап — личный опыт заработка. Отношение к деньгам меняется только тогда, когда ребенок начинает зарабатывать их своим трудом. Чем раньше, тем лучше. Моя дочь работала няней у друзей, убирала дома, выполняла поручения в офисе. Получая свои $5 или $20 в час, она начала соображать рационально. У нее возник закономерный вопрос: «Хочу ли я всю жизнь зарабатывать 20 баксов, подметая полы, или мне нужно что-то менять?».
Третий момент — это жесткие ограничения. Даже если я готов тратить на ребенка $100 тысяч в месяц, я не имею права это делать. Люди получают удовольствие от вещей только тогда, когда они приложили усилия для их получения. Самая глупая игра, которую могут создать родители, — это когда ребенок тратит усилия на то, чтобы вытрясти деньги из папы.
Усилия должны быть направлены во внешний мир. Хочешь платье на выпускной? Отлично. Давай посмотрим на твои оценки. Хочешь новый iPhone? Давай ты закончишь программу обучения быстрее. Это своего рода контракт: ты преодолеваешь препятствие (в учебе или спорте) и получаешь за это приз. Да, детям сложно, им особо не с чем «сражаться» в современном мире, кроме школы и спорта. Но хотя бы в это русло нужно направлять их энергию.
Читайте также статью «Как не вырастить из ребенка потребителя»
Школа жизни в Орегоне
Сейчас моя дочь учится в boarding school (школе-пансионе) в Орегоне, и мне очень нравится этот формат. Там они постоянно заняты шесть дней в неделю: учеба, куча дополнительных классов, спорт. Но главное — быт.
Они сами убирают всю школу. У каждого студента есть своя зона ответственности: кто-то драит прачечную, кто-то коридоры. Дочь сама стирает свои вещи, убирает комнату. Более того, еда в американской школе довольно специфическая, поэтому ей приходится самой придумывать, как питаться правильно и полезно. Эта физическая работа и необходимость обслуживать себя самостоятельно — лучшая прививка от инфантильности.
Вывод
Воспитание для меня — это не попытка создать свою копию и не бесконечная раздача бонусов. Я хочу, чтобы усилия моей дочери были направлены не на то, как манипулировать родителями, а на то, как взаимодействовать с внешним миром. Нельзя заставить человека быть успешным или здоровым из-под палки — эту идею можно только грамотно «продать», чтобы он сам захотел ее купить. И если к моменту выхода во взрослую жизнь дочь научится видеть связь между своими действиями и результатом, значит, моя стратегия сработала.